Бизнес. Заработок. Кредит. Недвижимость. Копирайт

Как найти работу после института молодому специалисту без опыта

Контрольная работа: Реклама и работа с общественностью в спорте Спортивные товарные знаки

Один выходной день при шестидневной рабочей неделе: норма рабочего времени и доплаты

Что должен уметь кондитер 3 разряда

Общественное объединение (организация) без регистрации юридического лица Общественные организации и группы

Шаблон презентации для родительского собрания в школе

Смотреть страницы где упоминается термин функционирование рынка Условия для функционирования рынка

Разработка стратегии управления персоналом организации на примере ооо "в-лазер"

Барьеры в общении и их преодоление - реферат Способы их преодоления

Презентация на тему япония Скачать презентацию про японию на обществознание

Презентация на тему: Профессия - парикмахер Презентация на тему профессия парикмахер для малышей

Взаимодействие генов" презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему

Презентация на тему "садовые цветы" Презентация о садовых цветах для детей

Методы защиты от рейдерства

Собственный опыт в привлечении средств

Нецелевое использование оборудования поставленного по льготе. Нецелевое использование средств омс. Понятие нецелевого использования средств

Целевое использование поступлений из бюджета устанавливается в силу ст. 38 БК. Оно означает доведение ассигнований и лимитов обязательств до конкретных получателей с указанием направлений их распределения. Рассмотрим далее случаи нецелевого использования бюджетных средств.

Терминология

Нецелевое использование бюджетных средств является бюджетным нарушением. Разъяснения приведены в части 1 ст. 306.4 БК. Согласно положениям статьи, нецелевым признается направление бюджетных поступлений и оплата обязательств в целях, которые полностью либо частично не соответствуют тем, что определены в решении (законе) о бюджете, сметой, росписью, договором или другим документом, выступающим как основание предоставления данных средств. Нарушением по ст. 306.1, ч. 1 БК признается неисполнение требований Кодекса, законодательных и иных нормативных актов, регулирующих финансовые правоотношения, соглашений и других актов, действующих в данной сфере. Им также считается бездействие/действие главного распорядителя, администратора источников финансирования, уполномоченного органа, получателя средств. За совершение указанных нарушений в гл. 30 БК предусматривается применение соответствующих мер принуждения.

Получатели

Понятие этих субъектов разъясняется в ст. 6 БК. В качестве получателей выступают органы:

  • Госвласти.
  • Управления государственных фондов (внебюджетных).
  • Местной власти.
  • Муниципальной администрации, находящейся в ведении распорядителя.

Все они должны иметь право принимать либо выполнять финансовые обязательства от лица публично-правовой организации за счет соответствующего фонда. Бюджетное учреждение не выступает как получатель. Следовательно, на него не распространяется действие положений части 1 ст. 306.1 БК. Однако необходимо учесть ч. 2 указанной статьи, в которой также упоминается нецелевое использование бюджетных средств. Ответственность по этой части наступает за бездействие/действие, нарушающее БК, прочие нормативные документы, регламентирующие финансовые правоотношения. Меры принуждения могут в этом случае применяться к субъектам, которые не выступают их участниками. Из этого следует, что нецелевое использование бюджетных средств бюджетным учреждением также преследуется по закону.

Виды нарушений

Штраф за нецелевое использование бюджетных средств может назначаться за:

КОСГУ

В соответствии со ст. 18, п. 1 БК, для составления и последующего исполнения доходно-расходных статей используется бюджетная классификация. Она представлена в виде группировки поступлений, затрат и источников покрытия дефицитов. В ее составе присутствует также классификация по операциям в секторе госуправления (КОСГУ). Порядок ее применения утверждается Минфином. В частности для финансовых ведомств устанавливаются перечни расходов, которые должны быть отнесены на определенные подстатьи и статьи КОСГУ.

Группировка операций в этой классификации осуществляется в зависимости от их содержания. При этом в каждой из статей и подстатей присутствует краткое описание процесса. Что касается затрат, то операции в них характеризуются перечнями направлений расходования финансов. Для эффективного планирования и надлежащего исполнения бюджета вопросы, касающиеся отражения издержек по статьям или подстатьям КОСГУ, могут регулироваться бюджетной сметой, госзаданием, методическими указаниями (рекомендациями) распорядителя и прочими документами, которые выступают в качестве основания для получения соответствующих поступлений.

Включение материальных ценностей в соответствующую группу нефинансовых активов (запасы или ОС) входит в компетенцию бюджетного учреждения. Оно принимает то или другое решение, руководствуясь инструкцией № 157н. При этом учитывается предназначение ценностей и порядок их эксплуатации.

Разъяснения Минфина

При нецелевом использовании бюджетных денежных средств, выявленном контролирующими органами, необходимо объективно, всесторонне и полно установить обстоятельства в их совокупности. Такое предписание присутствует в письме Минфина. Кроме этого, министерство настаивает на выяснении всех причин и условий, которые способствовали отнесению затрат на те или другие подстатьи/статьи в каждой отдельной ситуации.

Исключения

В случае выявления неправильного отнесения расходов получателем на подстатьи/статьи КОСГУ после выполнения комплексного анализа данное нарушение не рассматривается как нецелевое использование бюджетных средств, если:

  1. Затраты обуславливаются сметой или обоснованиями, приложенными к ней, документами, подтверждающими доведение лимитов обязательств, плановыми и прочими актами главного распорядителя с применением сведений КОСГУ.
  2. Доказано, что получатель совершил ошибочные действия неумышленно.

Нецелевое использование бюджетных средств: ответственность

Она устанавливается в КоАП. В частности по ст. 15.14 за нецелевое использование бюджетных средств наказание для должностных лиц устанавливается следующее:

  1. Дисквалификация на 1-3 года.
  2. Административный штраф. Его размер - 20-50 тыс. руб.

На юрлиц также распространяются санкции. Им придется выплатить от 5 до 25% от суммы, направленной не по назначению.

Субсидии

Они полагаются бюджетным учреждениям в соответствии со ст. 78.1, ч. 1 БК. Субсидии направляются на финансирование исполнения государственных или муниципальных заданий. Эти поступления рассчитываются с учетом нормативных расходов на оказание организациями соответствующих услуг и содержание имущества. Субсидии могут также предоставляться в иных целях. Порядок, в соответствии с которым осуществляется такое финансирование, утверждается правительством, высшей исполнительной структурой, администрацией МО или уполномоченными органами госвласти и территориального управления.

Субсидии на прочие цели, кроме направляемых на осуществление капвложений, предоставляются в порядке, согласованном с Минфином. Финансирование осуществляется органами, имеющими полномочия и функции учредителей. В соответствии с утвержденным порядком предусматриваются специальные положения, в которых указаны цели, условия, размер, правила и сроки направления средств. Заключаемое соглашение между получателем и распорядителем, таким образом, выступает как основание для предоставления финансирования.

ПФХД

Указанное выше соглашение является не единственным документом, которым можно подтвердить нецелевое использование бюджетных средств. РФ, выступая как правовое государство, в нормативных актах, касающихся финансовой сферы, устанавливает достаточно жесткие требования и правила. В частности, работа организаций, находящихся на госфинансировании, осуществляется в соответствии с ПФХД (планом по финансово-хозяйственной деятельности). Требования к этому документу устанавливаются приказом Минфина. В соответствии с ними ПФХД должен включать в себя такие разделы, как:

  1. Данные о деятельности муниципального/государственного учреждения, в том числе сведения о видах и целях, перечне услуг/работ, выполняемых платно.
  2. Показатели финансового положения организации. В этом разделе приводятся сведения об активах, обязательствах на последний отчетный день, предшествующий дате формирования плана.
  3. Показатели поступлений и выплат (плановые).
  4. Мероприятия по стратегическому развитию организации.

Таким образом, реальные действия должны совпадать с запланированными. Нецелевое использование бюджетных средств выявляется при сопоставлении сведений ПФХД и фактической ситуации.

УК

Кроме административных, за нецелевое использование бюджетных средств предусматриваются и уголовные санкции. В частности они установлены в ст. 285.1, ч. 1 УК. Формулировка состава преступления по этой статье аналогична той, которая приводится в КоАП. Однако в данном случае за нецелевое использование бюджетных средств виновному лицу грозит не только выплата в пользу государства 100-300 тыс. руб., но и:

  1. Арест до полугода.
  2. Заключение в тюрьму на период до 2 лет.
  3. Принудительные работы на срок до 2 лет.

При этом дополнительно суд может запретить должностному лицу заниматься конкретной деятельностью или пребывать на определенном посту в течение 3 лет. Стоит отметить, что указанные санкции применяются при нецелевом использовании средств в крупном размере. В качестве него признается сумма, превышающая 1,5 млн руб. Особо крупным будет считаться размер от 7,5 млн руб.

Обжалование выводов контролирующих служб

Зачастую позиция проверяемого учреждения не совпадает с мнением уполномоченных надзорных органов по вопросу законности расходования средств. Оспаривание выводов контрольной службы допускается как в досудебном порядке, так и непосредственно в суде. Первый прописывается обычно в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов финансового надзора.

В частности проверяемая организация может представить письменные возражения на решения контролирующих служб не позднее 5 дней (рабочих) с даты получения заключения. В своем заявлении учреждение должно указать конкретную страницу акта, с которым не согласно. Кроме этого, в возражении приводятся статьи законодательства, доказывающие правоту организации. Замечания можно также оформить таблицей. В одной колонке будут излагаться выводы контролеров, а в другой - позиция проверяемой организации. Если же это не даст эффекта, дело будет разбираться в судебном порядке.


В основе освоения бюджетных средств находятся два основополагающих принципа: целевой характер и адресность. Не допускается, чтобы расходовался по произвольному распоряжению. Впрочем, в нашем обществе отнюдь не редкость такое явление, как неправомерное использование государственных средств. Обычно это связано с переплатами бюджета. Во всех случаях за нарушения в освоении бюджетных денег предусмотрены административные и даже уголовные санкции.

Ключевые положения по бюджетным средствам закреплены в нормативно-правовых актах. Основная роль отводится «Бюджетному кодексу РФ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

Перечень финансовых правонарушений представлен:

Таким образом, неправомерное использование бюджетных средств происходит в связи с неправильным толкованием классификации статьи расходов. Во многом это объясняется фактом коррупции. Но в некоторых случаях ошибки носят системный характер и должны выявляться контролирующим органом – Счетной Палатой.

Выплата заработной платы

Финансовые нарушения в бюджетной сфере труда считаются одними из самых серьезных в классификации. Здесь также различают фактор арифметических ошибок и сознательные переплаты с целью незаконного освоения бюджетных средств.

Неположенные выплаты могут быть представлены:

  • завышением заработной платы в обход трудовых нормативов и
  • довольствием под прикрытием выплаты субсидий
  • надбавками и доплатами к уже имеющемуся заработку
  • премиями и финансовыми вознаграждениями за успехи в работе
  • непредусмотренными штатным регламентом компенсациями (моральный или физический вред здоровью)
  • иными нецелевыми денежными выплатами

Отдельно следует отметить нарушения в руководящей сфере, когда начальство устанавливает себе различные и доплаты из бюджетных средств. Яркий пример: финансы предназначены для поощрения заслуженных работников организации, но идут в счет заработной платы гендиректора или главного бухгалтера. С юридической точки зрения это прямое нарушение ст. 22 Трудового кодекса (ТК РФ).

Надбавки, поощрительные выплаты и премии составляют общий бюджетный фонд оплаты труда. Согласно положениям, должностной оклад начальника формируется на основе средних заработных плат сотрудников в пятикратном размере. Следовательно, переплаты руководителю являются грубым нарушением трудового законодательства.

Неправомерными выплатами также признаются:

  • начисление оплаты за труд в выходные и праздники
  • некорректный расчет средней зарплаты
  • поощрительные выплаты за работу по непредусмотренному графику и кругу обязанностей
  • ошибки при учете надбавок за работу в условиях крайнего Севера или на вредных объектах

В итоге, неположенные выплаты связаны как с ошибкой в начислениях, так и с намеренным зарплатным завышением.

Расходование средств при ремонтно-строительных работах

Сфера строительства нуждается в особо точных подсчетах. Связано это с тем, что в ходе ремонтно-строительных работ привлекаются сразу несколько финансовых источников. При выполнении государственной программы строительства жилья в расчет берутся бюджетные деньги.

Нарушения с неправомерным расходованием обычно связаны с фактической или частичной оплатой неисполненных строительных обязательств. Прежде чем расходовать бюджетные средства следует произвести и выполнить экспертные обмеры объема работ. Как правило, проблемы с монтажом имеют:

  1. Намеренное завышение строительной сметы.
  2. Завышение физического фронта ремонтно-строительных работ.
  3. Проведение покупки стройматериалов по нескольким финансовым статьям.
  4. Повторная оплата одних и тех же строительных работ.
  5. Осуществление выплат сторонним подрядчикам и т.д.

На заметку! В ходе определения финансовых расходов из бюджета обычно руководствуются техническими стандартами. Документы представлены такими инструкциями, как ГЭСН или ФЕР (ТЕР).

Избежать неправомерного расходования бюджета в рамках строительных работ можно путем составления документации. В ней отображаются следующие требования:

  • сведения о техническом осмотре объектов капитального строительства и расчет проектно-сметных показателей
  • прейскурант будущих работ формируется с учетом рыночных цен и инфляции (при невозможности – примерных показателей на момент составления плана)
  • должны указывать ссылку на прейскурант, использованный в качестве основного определения затрат на материалы
  • итоговая сумма капитального ремонта формируется за вычетом стоимости демонтируемых элементов, если последние остаются пригодными для дальнейшего использования в строительстве

При расчете использования бюджета обязательно учитывается первичная документация: ордеры, накладные, смета, прейскуранты и т.д.

Нарушения по командировкам

Направление в командировку – это один из элементов рабочего распорядка в организациях и на предприятиях. Согласно ст. 167 ТК РФ, командированные получают денежное довольствие и сохраняют место работы вплоть до своего возвращения.

В работодателя входит возмещение следующих расходов сотрудника:

  1. Затраты на поездку до места командировки (оплата бензина – если это личный автомобиль работника, билеты на автобус, поезд, самолет, морской или иной вид транспорта).
  2. Затраты на оплату места проживания (съемная квартира, отель, комната в общежитии).
  3. Суточные – необходимы для проживания сотрудника вдали от места основной работы (затраты на питание, отдых, ).
  4. Прочие расходы, которые несет служащий в ходе пребывания в служебной командировке: получение визы, консульский пропуск и т.д.

По правилам расходы возмещаются сразу по приезду сотрудника. Для того чтобы затраты были возмещены в полном объеме, следует предоставить полный отчет о расходной части. Отметим, что здесь допускаются первые нарушения: с одной стороны работодатель может усомниться в правомерности расходов и не доплатить часть из них. С другой стороны расходы могут быть покрыты в большем объеме. Причем для финансирования используются бюджетные средства.

Пример: по локальным нормативам предприятия командированные должны проживать в съемной квартире. В обход этого правила работодатель позволяет своему заместителю заселиться в отеле. Следовательно, расходная часть будет возмещаться как стоимость проживания в номере гостиницы. Неоправданные затраты пройдут по статье бюджетных средств, тем самым нарушив целевой принцип.

Проведение проверки

Своевременное пресечение неправомерного использования бюджета входит в компетенцию контролирующих органов – Счетной Палаты и Российского финансового надзора.

При осуществлении проверки целевого использования бюджетных средств применяется особый порядок:


  1. разработанный план финансово-хозяйственной деятельности на текущий год (а в ряде случаев и на будущий)
  2. подтверждение исполнения бюджета в рамках хозяйственной деятельности (количество сотрудников, договор на использование имущества)
  • Письменный и устный опрос причастных к расходованию бюджетных денег (генерального директора, главного бухгалтера, штатных сотрудников и т.д.) – проверке подлежат не только денежные средства, но и бюджетное имущество.
  • Проведение сплошной собственности субъекта – оценка целевого и адресного принципов, эффективность использования, сохранность от преждевременной утраты.

Финансовый учет позволяет выявить как непреднамеренные, так и намеренные ошибки с подсчетами использования бюджетных средств. Санкции представлены устным предупреждением, выговором, отстранением от должности или материальным возмещением ущерба. Выявленные уголовные преступления рассматриваются в суде по особой процедуре.

Ответственность за нарушения

Нецелевое использование бюджетных денег влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Наказания административного характера в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей (физические лица), возмещение от 5 до 25% от суммы неправомерно использованного бюджета (юридические лица)
  • дисквалификацией (занятие должности) от 1 до 3 лет

Уголовного характера в соответствии с ч.1 ст.285.1 УК РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей (либо вычеты из доходов осужденного за два года)
  • принудительным трудом на срок до 2 лет с параллельным снятием с должности на срок до 3 лет
  • временным ограничением свободы до полугода
  • тюремным заключением на срок до 3 лет

Как показывает практика, чаще всего осужденные снимаются с должности и вынуждены покрыть нанесенный ими ущерб.

Применение уголовных наказаний зависит от размера ущерба. Отсчет начинается с крупного ущерба от неправомерного использования бюджета – от 1,5 млн. рублей. Куда более серьезный начинается с отметки 7,5 млн. рублей.

Таким образом, нецелевое использование бюджетных средств – это злостное нарушение действующего законодательства. Необоснованные выплаты пресекаются надзорными органами. За нарушения предусмотрены административная и уголовная виды ответственности.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Читайте также:


  • Лишение премии за нарушение трудовой дисциплины -…

  • Надбавка за работу в районах Крайнего Севера.…

  • Суммированный учет рабочего времени, это что:…

  • Что такое эффективный контракт в образовании: какую…

Читая проекты некоторых смет, предлагаемых для утверждения на общем собрании членов СНТ, удивляешься, на что расходуются средства, получаемые товариществом в качестве целевых взносов.

Судя по этим сметам, они идут и на оплату бензина и мобильной связи, и на ремонт дорог и ограждений, и на приобретение канцтоваров, и на уплату налогов, и оплату штрафов. И этот список можно продолжать еще долго.

В Федеральном законе от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» указано, на что именно должны расходоваться средства, полученные СНТ как целевые взносы. В статье первой этого Закона дано четкое определение целевым взносам: целевые взносы - денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества либо садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства на приобретение (создание) объектов общего пользования. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 того же Закона в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов.

Другими словами, из Закона следует, что целевые взносы должны использоваться для приобретения (создания) объектов общего пользования, а данные объекты и имущество общего пользования, приобретенные (созданные) на целевые взносы, являются совместной собственностью членов товарищества. И если на средства целевого фонда (то есть на ваши целевые взносы) ремонтируется забор или оплачиваются услуги оператора мобильной связи, вы не становитесь собственником каких-либо объектов или имущества общего пользования, потому что никакое имущество или объекты не приобретаются и не создаются. Поэтому вам как члену товарищества совершенно не выгодно, чтобы СНТ подобным образом расходовало средства, полученные им в качестве целевых взносов.

Если вы, являясь членом СНТ, хотите, чтобы на целевые взносы приобреталось или создавалось имущество или объекты, которые станут совместной собственностью членов товарищества, требуйте от руководства вашего СНТ соблюдения Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ и расходования целевых взносов исключительно по прямому назначению. И если вам предлагается для утверждения смета, в соответствии с которой целевые взносы планируется расходовать на всякую ерунду, голосуйте против ее утверждения, требуйте занести в протокол ваши возражения и оспаривайте данную смету и решение общего собрания, на котором она утверждалась.

А в том случае, если средства (или часть средств), которые вы внесли как целевой взнос на приобретение или создание какого-либо имущества или объекта инфраструктуры, были потрачены не по назначению, требуйте зачесть их в счет вашего целевого взноса на следующий год.

Правовые отношения между системой здравоохранения, медицинскими страховыми компаниями, ТФОМС в структуре ОМС координируются законодательным актом от 29.10.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Согласно нормативному акту медицинские учреждения обязаны распоряжаться средствами ОМС по целевому назначению. Благодаря судебной практике выявляется огромное число случаев незаконного использования денежных субсидий ОМС. Возникают спорные ситуации между контроллерами ОМС и представителями медицинских организаций. Что именно называют нецелевым расходованием средств ОМС? Каковы примеры подобных ситуаций? Какие меры принимают уполномоченные органы относительно медицинской компании, нарушившей закон? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Суть понятия нецелевого расходования субсидий ОМС

По закону государственные медицинские компании используют фонд ОМС на оказание помощи и приобретение лекарственных препаратов только в том объеме и условиях, которые установлены базовой или территориальной программой по Федеральному закону. В состав программы входят расходы:

  • На приобретение лекарственных препаратов, медицинского оборудования, пищевой продукции;
  • На платежи за лабораторные и инструментальные исследования, которые требуется произвести другим учреждением по причине отсутствия у основной компании лицензии, диагностического оборудования;
  • На организацию питания, если это не предусмотрено или невозможно осуществить на территории больницы;
  • На платежи за услуги связи, предоставление транспорта, работы и услуги по содержанию здания, аренду за пользование помещениями; платежи за программное обеспечение, услуги ЖКХ;
  • На социальные гарантии медицинских работников согласно законодательству;
  • На покупку медицинского инвентаря на сумму до 100 тыс. рублей включительно за каждый вид оборудования;
  • На платежи медицинской организации за оказание врачебной помощи;
  • Ряда затрат, необходимых для общей организации медицинской деятельности учреждения.

Для каждого указанного пункта перечня услуг программы предусмотрен тариф. Траты средств свыше тарифа считаются нецелевым расходованием либо превышением установленного лимита. Нередко нецелевые траты фонда ОМС происходят из-за неверной трактовки закона руководством учреждения. Средства могут быть израсходованы с нарушениями, если не соблюдены условия не только ФЗ, но и местных нормативных актов, локальных положений государственной компании.

Как выявляется нецелевое использование средств ОМС?

В каждом регионе есть Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). К функционалу фонда относится предъявление требований к медицинскому учреждению относительно возврата денежных средств в бюджет ТФОМС, которые компания потратила по нецелевому назначению. То есть поиск, обнаружение нецелевого расходования денежных средств является исключительным правом Территориального фонда. Регулярно проводятся проверки в тех организациях, которые осуществляют медицинскую деятельность. Речь идет об учреждениях, включенных в реестр компаний, которые работают в сфере обязательного медицинского страхования. Выявление нецелевого использования - это главная задача каждой контрольной ревизии со стороны ТФОМС.

Какие меры предпринимаются после выявления нарушений?

Одна из важнейших задач проведения контрольных мероприятий - устранение выявленных нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и незаконным распоряжением объектами государственной собственности, а также наказание виновных и возмещение ущерба государству. Если представителями территориального органа установлены нарушения, в заключительной части акта проверки указываются:

  • Сведения о суммах нецелевого расхода;
  • Направления, куда они были потрачены учреждением;
  • Требование о возврате затраченной суммы в бюджет ТФОМС;
  • Информация о размере штрафа и пени.

Согласно ст. 39 части 9 ФЗ от 29.10.2010 г. штраф за нарушение устанавливается в размере 10% от суммы нецелевого расходования и пени от 0,01 актуальной на момент ревизии ставки рефинансирования ЦБ РФ. Уплата штрафа производится медицинским учреждением в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Если территориальный орган ОМС выявит серьезные факты нарушения в распоряжении средств, которые будут требовать безотлагательного принятия мер по устранению, представитель проверяющей организации вправе передать информацию в судебные инстанции. По решению суда виновные сотрудники будут привлечены к ответственности и на них будет возложена обязанность по .

Каковы примеры нецелевого использования средств медицинскими организациями и споров между уполномоченными органами?

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать соотнесение результата использования с целью, преследуемой при выделении этих средств. Судебная практика показывает, что не всегда суд согласен с требованиями ТФОМС. Происходят разные ситуации, когда мера пресечения применяется частично в связи с тем, что судья делает иные выводы.

Примеры судебных решений по нецелевому использованию средств медучреждением

Городская поликлиника №23 г. Москвы приобрела медицинский инвентарь стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу товара. Суд решением № 305-КГ15-17571 от 22 января 2016 г. постановил, что данный факт не может считаться нецелевым расходом, а имеет место лишь превышение лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата (восстановления) всех израсходованных средств, с начислением пеней и штрафа, статьей 39 Закона № 326-ФЗ не установлена.

По итогам проверки было установлено, что городская больница г. Медногорска не имеет лицензии на оказание скорой специализированной медицинской помощи, но денежные средства ОМС на это были получены. В процессе разбирательства суд установил, что отсутствие лицензии было связано с проведением реорганизации в учреждении. Суд решением № Ф09-8098/16 от 12 августа 2016 г. постановил, что отказ больницы в оказании помощи противоречил бы ст. 41 Конституции РФ и ст. ст. 4-7, 10, 11 Закона № 323-ФЗ. Поскольку после реорганизации лицензия была вновь получена, суд не признал, что расход средств является нецелевым.

Поликлиника №1 г. Усть-Илимска воспользовалась средствами ОМС для оплаты услуг по замене окон, оплаты сметной документации для проведения капремонта. В рамках государственного контракта были выполнены работы, не соответствующие представленной заказчиком для проведения открытого аукциона проектно-сметной документации и техническому заданию. Арбитражный суд Иркутской области признал факт нецелевого расходования средств решением № А19-690/2015 и обязал медорганизацию вернуть 220 460 рублей, а также уплатить штраф в размере 22 046 рублей.

В ходе проверки использования средств обязательного медицинского страхования территориальным фондом обязательного медицинского страхования может быть установлено, что медицинским учреждением осуществлены расходы, не предусмотренные Территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на соответствующие годы. Во избежание спорных ситуаций относительно статей расходов средств ФОМС рекомендуется всегда обращаться за консультацией к юристу в сфере медицинского страхования.

Заключение

За нецелевое расходование финансов, выделяемых Фондом ОМС, учреждения несут особую ответственность в виде санкций и штрафов. Такая ответственность применяется только после доказательства факта нецелевого использования финансирования путем проведения контрольных проверок медицинского учреждения.

Грамотное использование средств фонда ОМС снижает риск наказания за их нецелевое использование. В противном случае за нецелевые траты за счет средств ОМС клинике придется готовиться к штрафу, который составляет 10% от той суммы, что была потрачена не по назначению.

Нецелевые траты за счет средств ОМС

Как отмечено в п.5 ч. 2 ст. 20 Закона об ОМС, далеко не все можно оплачивать за счет средств ОМС. Поэтому использовать их надо с осторожностью. Разрешается использование средств ОМС для распределения заработной платы, приобретения лекарственных средств и материалов, которые постоянно расходуются в работе, проведения исследований в лабораториях и для некоторых других нужд. Таким образом, список может продолжаться, вызывая множество недоразумений. Клиники тратят средства ОМС, а потом оказывается, что они расходуют их не по назначению. А за нецелевым использованием средств ОМС, помимо возврата полной, неправильно потраченной суммы следует денежное взыскание в размере 10% от того, что было потрачено.

Рассмотрим некоторые случаи из судебной практики прошлого года, чтобы в своей работе не допустить подобных упущений. Итак, что нельзя делать за счет средств ОМС?

За счет средств ОМС нельзя приобретать медицинскую технику, стоимостью более ста тысяч рублей

Закупка клиникой медицинского оборудования за счет средств ОМС, в случае если его стоимость превосходит сумму в сто тысяч рублей, считается нецелевым использованием страхового бюджета. Придется не только вернуть всю потраченную сумму, но и выплатить штраф. Обратите внимание, что вы возвращаете не часть суммы, которая превысит норму в сто тысяч, а всю сумму полностью. Штраф также рассчитывается от целой суммы.

ПРИМЕР
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-1261/2017 по делу № А29-2185/2016. В документе сообщается об одной из больниц, которая приобрела необходимую технику или другое оборудование, превышая существующую норму. Как отмечают представители медицинского учреждения, «лимит средств ОМС» действительно был превышен, но эти затраты они не считают нецелевыми. Таким образом, больница хочет избежать наказания в виде денежных выплат (ч. 7 ст. 35 ФЗ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», п. 157 Правил обязательного медстрахования, утв. приказом Минздравсоцразвития № 158н). Государственный орган, осуществляющий правосудие, отметил, что в законе отсутствует формулировка «лимит тарифа ОМС». А значит, невозможно превысить эту норму, если сумма больше 100 000, то ее расходование считается нецелевым использованием средств ОМС. В результате клиника вернула использованные средства, а также оплатила штраф (10% от указанной выше суммы).

За счет средств ОМС нельзя финансово поощрять сотрудников

Запрещается использование средств ОМС для того, чтобы выплачивать работникам клиники какие-либо дополнительные средства, которые бы мотивировали их на работу. Это касается и оплаты часов, отработанных сверх меры, и надбавок за стаж. Кроме того, если кто-то решил уволиться, то средняя заработная плата, которая переводится ему на счет в этом случае, также не должна быть произведена за счет средств ОМС.

Обратите внимание, что при назначении большей оплаты за работу в выходной клиника не имеет право на использование средств ОМС. Также мотивационные выплаты запрещены для некоторых сотрудников, которые не получили специализированное высшее образование, необходимое для работы в медицинской организации.

Возможно, вам будет интересно

Для того чтобы понять, какие расходы можно покрыть средствами ОМС, ознакомьтесь со статьей 144 ТК РФ и законами, существующими в отдельных регионах. Там указано, что за счет средств ОМС можно выплачивать только то, что предполагается системой оплаты трудовой деятельности.

ПРИМЕР
Постановление суда Дальневосточного округа № Ф03-1451/2017 по делу № А73-12548/2016. В нем рассматривается следующая ситуация: клиника воспользовалась средствами ОМС, чтобы поощрить своих сотрудников за длительную работу в их учреждениях и в профессии вообще, и выделила на это дополнительные средства. Решением суда было установлено, что подобных мотивирующих надбавок нет в системе оплаты трудовой деятельности данного региона. В результате клиника возвратила в фонд всю выплаченную сумму и оплатила денежное взыскание.

Аренда помещение для жилья работников и имущественные налоги – это нецелевое использование средств ОМС

Оплата съемного жилья для сотрудников, также как и обязательные взносы плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки – нецелевое использование средств ОМС. За счет средств ОМС возможно содержание недвижимого имущества, прикрепленного к клинике ограниченным вещным правом или приобретенного юридическим лицом, создавшим организацию. Оплачивать съемные помещения можно только в том случае, если они используются для предоставления медицинских услуг.

ПРИМЕР
В постановлении АС Волго-Вятского округа № Ф01-930/2017 по делу № А31-6577/2016, выводы которого оставил в силе Верховный суд (определение № 301-КГ17-9952), разбирается подобный случай. Одна из клиник решила воспользоваться средствами фонда ОМС, чтобы снять для своих работников два жилых помещения. Обязательные взносы плательщика в бюджет клиника также сделала за счет средств ОМС.
Такие траты не должны осуществляться с использованием средств ОМС и являются нецелевыми. Решено было, что клиника вернет всю потраченную сумму и выплатит денежный штраф.

Использовать средства фонда ОМС на капитальный ремонт дома

Следует отличать друг от друга следующие термины: «содержание помещения» и «взнос на капремонт». Если первое можно осуществлять за счет средств фонда ОМС, то второе – запрещается. Это подтверждается и судебной практикой.

ПРИМЕР
В постановлении суда Западно-Сибирского округа № Ф04-7108/2017 рассматривается дело больницы, которая провела комплекс значительных работ по улучшению состояния жилого здания с квартирами. Государственный орган, осуществляющий правосудие, постановил, что средства фонда ОМС не выделяются с расчетом на эти траты. Подобные расходы не считаются направленными на поддержание имущества в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с его назначением.
Как и во всех рассмотренных выше случаях, организация вернула деньги и вынуждена была заплатить денежное взыскание.

Оплачивать штрафы за счет средств ОМС

Любые денежные взыскания или определённые законом или договором денежные суммы, которые организация обязана уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, а также при задержке исполнения, не предполагают расходование средств ОМС, если они возникли раньше, чем клиника присоединилась к данной программе.

ПРИМЕР
Суд Восточно-Сибирского округа установил (см. дело № А19-4103/2016), что долги, которые накопились у клиники еще до того как она присоединилась к программе, нельзя оплачивать, расходуя средства ОМС. Клиника рассчиталась с долгами за использование денежных средств, но не учла, что расходовать для этого средства ОМС нельзя. Поэтому пришлось вернуть в фонд все выплаченные деньги, плюс 10% штрафа.

Приобретать то, что не входит в тариф

Тариф, например, не включает:

  • Покупку предметов мебели, в том числе медицинской мебели;
  • Приобретение установок для стирки белья;
  • Покупку СВЧ;
  • Оплату дороги работников и больных;
  • Обеспечение работников и больных питанием;
  • Пользование услугами операторов сотовой связи, если они не предназначены для предоставления медицинских услуг.

Все это и много другое нельзя оплачивать за счет средств ОМС. Статья прихода в бухучете в данном случае не имеет значения. Главное, что это не требуется для оказания медицинской помощи.

ПРИМЕР
Разберем ситуацию, которая рассматривалась в АС Северо-Кавказского округа (дело № А32-26157/2014). Рассматривалось дело клиники, которая на несколько десятков миллионов рублей превысила сумму средств, необходимых для выплаты зарплат. В то же время для покупки лекарственных средств денег было выделено значительно меньше, чем требовалось. Интерес суда вызвали также транспортные расходы клиники, средства, потраченные на обучение сотрудников, и даже на проведение праздничного мероприятия и его украшение – все это было реализовано за счет средств ОМС. Подобные расходы были расценены судом как нецелевое использование средств ОМС.

Вам также будет интересно:

Рынок: понятие и сущность 1 сущность и функции рынка
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых...
Компания cdek просит паспортные данные при заказе на алиэкспресс: зачем это нужно?
Оформление любой посылки в курьерской службе СДЭК обязательно включает ввод данных паспорта...
Общественное питание: правила, гост
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ...
Минздрав опубликовал порядок повышения квалификации за счет фонда омс
Непрерывное медицинское образование (НМО) - больной вопрос для медицинских работников и...
Зачем нужна лицензия такси для Яндекс
Вокруг необходимости лицензии такси для работы в Яндекс.Такси кипят нешуточные споры. Какие...