Бизнес. Заработок. Кредит. Недвижимость. Копирайт

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства: описание профессии, инструкции

«Шелковый путь»: Китай не может без России

Отрасли, нуждающиеся в импортозамещении

Жизненный цикл и структура проекта Жизненный цикл проекта фазы стадии и этапы

Главный секрет ПАК ДА: каким будет новейший российский бомбардировщик

Спектральные аппараты презентация

Список наиболее известных электронных библиотек Удобная онлайн библиотека

Уточнены права и обязанности начальника железнодорожной станции

Как повысить уникальность текста — советы рерайтерам

Работодатель не предоставляет работу и не платит зарплату: что делать?

Государственное управление как разновидность социального управления

Выставка Анни Лейбовиц в Эрмитаже (39 фото) Энни лейбовиц семья

Стрелка институт, концертный зал

Как уволиться без отработки двух недель, пошаговая инструкция

Закончилась очередная отсрочка по онлайн-кассам

Интеграция как основа формирования современных логистических систем. Координация и интеграция логистической деятельности в цепях поставок Препятствия для внутренней интеграции

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Міністерство освіти і науки України

Доклад

на тему «Логистическая интеграция»

Донецьк 2010

Логистическая интеграция определяется А.И. Семененко как "... способ, форма системообразования в слабоструктурированной среде, к каковой, в частности, относится производственно-комплексная (предпринимательская), коммерческая и др. Экономическая деятельность, позволяющая синтезировать логистические системы на всех уровнях экономики: микро-, мезо-, макро".

Мы рассмотрим логистическую интеграцию шире, распространяя ее не только на логистические системы, но и сопряженные функции бизнеса, и виды предпринимательской деятельности. Причем это может происходить как в рамках отдельно взятого предприятия, так и за его пределами, т.е. с участием ряда взаимосвязанных предприятий и организаций. Соотносить их только с логистическими системами не совсем корректно, поскольку логистическая интеграция далеко не всегда имеет четко выраженные формы организации.

Рис. 3.6. Интегрировання система логистики

Рис. 3.7. Графическая интерпретация логистической интеграции

Потенциальная возможность логистической интеграции заложена в самой логистике, экономическая природа которой выражается в системном подходе к решению проблем организации движения экономических потоков. В частности, авторы книги "Логистика фирмы" дают следующую развернутую характеристику интегрирующей функции логистики:

* интеграция функции формирования хозяйственных связей с функциями определения потребностей в перевозках;

* координация оперативного управления поставками и процесса транспортировки продукции;

* кооперация управления товародвижением через комплексное использование складов, находящихся в собственности разнообразных субъектов (снабженческо-сбытовые, транспортные, производственные фирмы различных отраслей);

* оптимизация совокупных затрат на перемещение продукции путем экономической заинтересованности транспортных, коммерческих организаций и обслуживаемых ими фирм в повышении процессов распределения и передвижения продукции;

* развитие специфических функций управления товародвижением в увязке с универсальными функциями управленческого процесса, рациональное распределение их между субъектами управления и концентрация в соответствующих структурных подразделениях. Общая модель интегрированной системы логистики представлена на рис. 3.6.

Основные принципы построения интегрированных логистических систем, сформулированные В.М. Пурликом:

1) координация всех процессов товародвижения, начиная от закупки необходимого сырья и материалов (снабжения) и кончая доставкой готовых изделий до конечного потребления (логистический подход к управлению материальными ресурсами и их потоками);

2) вытекающая из логистического подхода необходимость внедрения системы интегрированного управления и контроля за движением и использованием всей номенклатуры продукции, поступающёй в производство, а также готовых изделий, доставляемых к потреблению;

3) в этой системе интегрированного управления и контроля - отказ от разделения материального потока на несколько функциональных блоков (снабжение, производство, сбыт) и управление всеми материальными потокоми как единым целым по общим для всей системы критериям;

4) высокая способность всей этой системы к адаптации, ориентация ее на постоянную перестройку в соответствии с развитием внутренней среды фирмы и в связи с изменениями во внешней среде, при последовательном, как правило, характере этой перестройки;

5) четкое взаимодействие и согласованность всех функциональных элементов логистической системы;

6) непрерывность обеспечения системы достоверной информацией о движении продукции, гарантируемая использованием в системе интегрированного управления и контроля технологии информационного обслуживания материалопотоков на основе "бездокументных" носителей информации;

7) рациональное построение специализированного структурного подразделения фирмы, ответственного за оптимизацию материальных потоков.

В рамках предприятия вполне уместно исследовать горизонтальную и вертикальную логистическую интеграцию. Первая представляет собой как бы функциональную интеграцию, предполагая создание интегрированной логистической системы на базе закупочной, производственной и распределительной логистики. Вторая строится по иерархии управления, охватывая стратегический, оперативный и операционный уровни логистики предприятия. Графическая интерпретация логистической интеграции представлена на рис. 3.7.

Обозначения:

Стратегия логистики управления

Логистика МТО, производственная, логистика распределения и т.д.

Логистическая интеграция позволяет:

* улучшить выбор стратегических и тактических целей и соответственно улучшить формы и методы их достижения;

* повысить эффективность разработки альтернативных вариантов, решения задач управления, планирования производственно-хозяйственной деятельности пред приятий;

* повысить эффективность использования критериев оценки решаемых задач управления с целью выбора наилучшего варианта;

* применить методы, обеспечивающие более глубокое и достоверное прогнозирование;

* повысить эффективность анализа и контроля за деятельностью, охватывая все звенья материального и денежного потоков.

Если проблемы горизонтальной интеграции логистики изучены достаточно полно, то вертикальная интеграция исследуется значительно реже. Достаточно удачным примером иллюстрации последней можно признать модель планирования в рамках микрологистической системы предприятия коммерческого посредничества (МСПКП), разработанную А.Г. Белоусовым (см. рис. 3.8).

В модели, представленной на рис. 3.8, показаны три уровня планирования. Первый уровень -- стратегическое планирование -- включает:

* определение перспектив логистизации коммерческого посредничества исходя из миссии фирмы на рынке;

* разработку логистической стратегии предприятия коммерческого посредничества как составной части общей стратегии развития фирмы;

* установление логистических приоритетов в инвестиционной политике фирмы;

* формирование ресурсной политики фирмы в соответствии с логистической стратегией коммерческого посредничества;

* учет развития кадрового потенциала логистических подразделений фирмы в рамках кадровой политики предприятия.

Оперативное планирование включает:

* планирование закупок товаров на рынке, включая разработку системы управления товарными запасами;

* планирование работы складов (транспортно-складских комплексов), включая разработку системы управления оборудованием, транспортом, складскими работниками и другими ресурсами фирмы;

* планирование поставок товаров и оказания услуг потребителям, включая разработку системы комплексного обслуживания клиентов.

Рис. 3.8. Упрощенная модель планирования в рамках МСПКП

Регулирование, как третий уровень планирования, включает:

* организацию закупок товаров с учетом оптимизации хозяйственных связей с поставщиками (товаропроизводителями) и минимизацию транспортно-заготовительных расходов;

* организацию работы складов (транспортно-складских комплексов) фирмы с учетом оптимизации уровня товарных запасов и минимизации затрат на их хранение;

* организацию продаж (поставок) товаров потребителям (покупателям) с учетом максимально возможного удовлетворения спроса в товарах и услугах при максимально допустимых затратах фирмы.

Интегрирующая роль логистического планирования более полно проявляется в логистическом менеджменте, где стратегическое планирование логистики -- это одна из функций управления экономическими потоками фирмы. Можно согласиться, что "логистический менеджмент на фирме представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими функциями для достижения целей логистической системы". Иллюстрацией этого служит фирменная цепь полной стоимости, разработанная М. Портером (см. рис. 3.9).

Цепь полной стоимости предполагает разделение бизнеса на ключевые и поддерживающие функции фирмы с выделением соответствующих затрат и установлением потенциальных источников дифференциации продукции. В этой цепи ключевую роль играет логистика как внутренняя (в производстве), так и внешняя (в снабжении и сбыте). Помимо логистики к ключевым функциям бизнеса относятся также производство, маркетинг, организация продаж и сервис, что создает предпосылки для их интеграции в достижении общефирменных целей.

Непосредственно к логистическому менеджменту авторы учебного пособия "Логистический менеджмент в строительстве" относят следующие функции управления: 1) аналитико-исследовательские, включая анализ ресурсных возможностей фирмы и исследование конъюнктурны рынка; 2) организационно-плановые, в том числе организация рыночных трансакций и планирование мероприятий по оптимизации экономических потоков фирмы; 3) коммуникационно-стимулирующие (формирование надежной системы внешних и внутренних коммуникаций и стимулирование рационального использования ресурсов фирмы); 4) контрольно-регулирующие (проведение логистической ревизии и контроля, а также логистическое регулирование деятельности фирмы).

Рис. 3.9. Фирменная цепь (пирамида) полной стоимости

Организационное оформление названных функций и логистической интеграции в рамках фирмы в целом можно представить в виде типовой схемы логистического менеджмента (см. рис. 3.10).

Рис. 3.10. Схема типовой организации логистического менеджмента фирмы

логистическая интеграция товародвижение снабжение

Предполагается концентрация функций управления материальными потоками фирмы в руках директора по логистике, который является заместителем генерального директора фирмы. Для достаточно крупной фирмы-товаропроизводителя можно рекомендовать следующую функциональную дифференциацию служб, подведомственных директору по логистике:

1) управляющий материальными ресурсами, обеспечивающий материально-техническое снабжение производства, включая организацию закупок МР, их доставку на фирму, хранение на складах фирмы, управление производственными запасами, подготовку МР к производственному потреблению, снабжение цехов и других подразделений фирмы МР;

2) управляющий транспортно-складским хозяйством фирмы, который обеспечивает организацию работы складов, транспорта, внешние и внутрифирменные перевозки, а также сбор и утилизацию отходов производства;

3) управляющий распределением продукции обеспечивает выбор каналов распределения и товародвижения, организацию поставок готовой продукции потребителям, логистический сервис, хранение готовой продукции на складах фирмы, фирменную торговлю и т.п. Логистическая интеграция фирмы может принять форму производственно-коммерческой логистики, под которой следует понимать "... управление экономическими потоками коммерческой и производственной деятельности фирмы с целью их сквозной оптимизации и рационализации, начиная от закупок материально-технических ресурсов и заканчивая сбытом готовой продукции". При этом синтез производственной и коммерческой логистических систем обеспечивается:

* единством руководства, когда функции общего управления производственно-коммерческой логистической системой принимает на себя высший управляющий фирмой (генеральный директор) или делегирует эти полномочия своему первому заместителю;

* единством планирования, особенно при разработке стратегии развития фирмы, когда объектами планирования выступают сквозные экономические потоки фирмы;

* общностью целей и сопряжением интересов всех подразделений фирмы, когда оптимизация и рационализация экономических потоков подчинены общефирменным целям и сами они приобретают общефирменный статус;

* единством логистических целей, когда достигается сопряжение техники и технологии материального потока от закупок материально-технических ресурсов до поставок готовой продукции потребителям;

* единством экономических результатов функционирования всех подсистем, которые сопряжены с конечными результатами деятельности фирмы.

Формирование интегрированной системы производственно-коммерческой логистики фирмы создает условия для трансформации относительно автономных функций маркетинга и логистики в интегрированную функцию маркетинговой логистики (см. табл. 3.6).

Таблица 3.6. Генезис маркетинговой логистики в сфере товарного обмена

Атрибутивный комплекс

Теоретический подход

Маркетинг

Логистика

Маркетинговая логистика

Целеполагание

Максимизация рентабельности

Минимизация совокупных затрат

Оптимизация обмена

Теоретико-прикладное содержание

Изменение спроса

Удовлетворение спроса

Формирование спроса

Объект управления

Целевой рынок

Экономический поток

Товарное обращение

Характер управления

Рыночный

Системный

Комбинированный

Организационная форма

Маркетинговая система

Логистическая система

Интегрированная система

Как видно из табл. 3.6, маркетинговая логистика характеризуется:

* целевой ориентацией на оптимизацию товарного обмена на основе рыночной ориентации производства и оптимизации экономических потоков фирмы;

* активным формированием спроса на товары и услуги фирмы за счет разработки и реализации планов маркетинга, а также развития системы логистического сервиса;

* объектной трансформацией целевого рынка в маркетинге и экономического потока в логистике в интегрированное товарное обращение как основной объект маркетингово- логистических усилий;

* организацией управления преимущественно комбинированного типа, сочетающего в себе рыночно-ориентированное производство и системную организацию экономических потоков фирмы;

* созданием интегрированной системы маркетинговой логистики, сочетающей в себе преимущества управления маркетингом и микрологистической системой фирмы.

Логистическая интеграция во внешних для фирмы экономических потоках всегда связана с сопряжением экономических интересов их участников. Примером может служить модель интегрированной системы товародвижения, описанная в книге "Логистика товародвижения": "Развитие системы интегрированной организации товародвижения направлено на маневренное использование складских мощностей и координацию товаропотоков через складские объекты. Основными условиями создания такой системы являются: становление посреднических организаций в качестве субъектов логистического обслуживания; рациональное использование материально-технической базы коммерческо-посреднических организаций при развитии транспортных терминалов и в интегрированных с ними структурах; интеграция функций коммерческо-посреднических организаций с функциями складов обслуживаемой клиентуры и создание ими на этой основе совместных структур".

Основным видом организационного оформления подобной логистической интеграции являются макрологистические системы, создаваемые в региональном, отраслевом, национальном и международном масштабе. Теоретико-методологические основы создания макрологистических систем исследованы достаточно подробно отечественными и зарубежными учеными.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение сущности логистики - стратегического управления (менеджмента) материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готовой продукции. Суть, преимущества, проблемы и недостатки концепции just-in-time.

    реферат , добавлен 09.04.2011

    Цель и свойства логистической системы – доставки товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном уровне издержек. Виды микрологистических и макрологистических целостностей. Логистическая система ООО "Фармацевт".

    контрольная работа , добавлен 25.04.2011

    Организационно-производственная структура предприятия, система материально-технического снабжения, состояние управления качеством на предприятии. Методы и формы контроля качества и учета сырья и готовых изделий. Управление производственным ассортиментом.

    отчет по практике , добавлен 10.11.2012

    Цели и принципы интеграции. Вертикальная и горизонтальная интеграция, ее сущность, значение, различия. Интеграция как оптимальная форма функционирования участников технологической цепочки. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности ОАО "Макфа".

    курсовая работа , добавлен 26.11.2012

    Закономерности осуществления процессов дифференциации и интеграции в компании. Особенности интеграции организационных культур на совместных российско-германских предприятиях. Взаимосвязь экономических интересов и социальной ответственности организации.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2013

    Теоретические аспекты коммерческой логистики. Организация пространственного размещения и материального потока. Логистическая концепция и принципы коммерции. Организация товародвижения и хозяйственных связей. Товарные запасы и товарооборачиваемость.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2009

    Толкающая система управления материальными потоками. Тянущая система управления материальными потоками. Логистическая концепция RP. Логистическая концепция "just-in-time". Системы KANBAN, ORT. Управление запасами на предприятии с помощью анализа XYZ.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2005

    Сущность понятия "интеграция", ее основные формы. Процессы на современном этапе развития общества. Цели деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Особенности построения и функционирования штабных организационных структур предприятия.

    контрольная работа , добавлен 15.09.2013

    Сходства и различия систем управления. Сбалансированная система показателей развития бизнеса. Факторы, способствующие интеграции. Порядок создания и внедрения интегрированной системы менеджмента. Направления интегрирования элементов и процедур ИСМ.

    презентация , добавлен 19.07.2015

    Теория и практика современного корпоративного менеджмента. Слияние и поглощение компаний. Создание первых холдингов в России. Интеграционные процессы в производстве. Образование финансово-промышленных групп. Влияние факторов среды на мотивы интеграции.

В этой части книги рассмотрены основные логистические функции, связанные с координирующей и интегрирующей ролью логистики и управления цепями поставок:

  • управление запасами;
  • управление логистическими рисками;
  • поддержание стандартов качества логистического сервиса;
  • информационная поддержка интегрированного планирования и управления в цепях

поставок.

В условиях современной экономики использование концепции интегрированной логистики

и SCM является одним из базовых источников устойчивого конкурентного преимущества компаний. Именно поэтому передовые организации бизнеса прилагают значительные усилия по повышению эффективности функционирования цепей поставок, ориентируясь на активное привлечение логистических провайдеров, глобализации размещения производственных и логистических мощностей и внедрения принципов бережливого производства при выстраивании процессов в рамках всей цепочки. Методология интегрированной логистики и SCM предполагает оптимизацию используемых логистической системой (цепью поставок) ресурсов.

С развитием бизнеса непрерывно повышается уровень интеграции логистической деятельности в цепях поставок. Сущность интегрального подхода в логистике заключается в рассмотрении логистического процесса как единого целого в цепи поставок для более эффективного достижения целей бизнеса. Данная концепция отражает современное понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации рассматриваются как звенья общей цепи поставок, прямо или косвенно связанные в едином интегральном процессе управления материальными и информационными потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения покупателей. Целостное рассмотрение и оптимизация цепей поставок (цепей создания ценности) на практике приводит к лучшим результатам, чем изолированная оптимизация таких функциональных областей, как снабжение, производство/операции или распределение. Интеграция в цепях поставок способствует более прозрачному обмену информацией и как следствие устранению нерационального расходования ресурсов, оптимизации уровней запасов, ликвидации «узких мест», последовательной ориентации на оптимизацию баланса «затраты/сервис» в цепи поставок.

В интегральном подходе к логистике, а затем и к SCM наряду с информационно-технологическими мерами должны применяться меры физической и организационной интеграции. К физическим мерам интеграции относится реорганизация логистической сети или тенденция к пространственному сведению (консолидации) логистической деятельности в технопарках и логистических центрах. Организационными мерами являются попытки внедрять менеджеров процесса, т.е. Supply Chain менеджеров, которые отвечают за координацию всей цепи поставок. На многих предприятиях, работающих на российском рынке, с той же целью создаются Supply Chain департаменты.

В 4-й части книги показано, что принципы и методы интегрированной логистики направлены на получение оптимальных решений, в частности минимизацию общих логистических издержек фирмы. Сокращение всех видов издержек, связанных с управлением материальным потоком, затрат на транспортировку, складирование, управление заказами, закупками и запасами, упаковку, уменьшение логистических рисков позволяет фирме высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в складское оборудование, информационно-компьютерные системы, рекламу, маркетинговые исследования и т.д. Оптимальные логистические решения могут быть получены менеджментом фирмы не только по критерию минимума общих затрат, но и по таким ключевым показателям как время исполнения заказа и качество логистического сервиса.

Топ-менеджмент компаний по логистике все чаще играет роль межфункциональных координаторов, и в качестве таковых рассматривают функциональные области логистики как ресурсы, которые необходимо интегрировать в единую систему управления цепями поставок. Повышение организационно-экономической устойчивости фирмы на рынке реализуется персоналом служб логистики компаний в процессе координации, позволяющей устранить конфликты между функциональными подразделениями компании и обеспечить интегрированное взаимодействие с логистическими партнерами по бизнесу в цепи поставок.

В настоящее время принято выделять межфункциональную логистическую координацию - разрешение службой логистики конфликтов функциональных подразделений фирмы (производства, продаж, финансов, закупок и т.д.) для достижения общих корпоративных целей, и межорганизационную логистическую координацию - согласование действий фокусной компании цепи поставок с ее контрагентами (в том числе по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с параметрами логистики) для достижения запланированных целей цепи поставок. С развитием и укреплением идеологии интегрированной логистики и SCM во многих компаниях полномочия по урегулированию конфликтных ситуаций и поиску компромиссов стали передаваться службе логистики. Как показала практика передовых компаний, передача службе логистики роли арбитра в конфликтных ситуациях и использование при этом расчетной схемы экономического компромисса, при котором достигается оптимальное расходование ресурсов, явилось существенным фактором укрепления авторитета логистики и оптимизации общих затрат.

Еще одной важнейшей координирующей функцией логистики и SCM, анализируемой в данной части книги, является управление запасами. Проблема оптимизации ресурсов при реализации логистического процесса и формировании соответствующих управляющих воздействий в цепи поставок во многом заключается в правильном определении размера и периодичности пополнения товарных запасов в соответствующих звеньях цепи.

Формирование запасов связано с дискретностью поставок, случайными колебаниями в спросе (в различные периоды между поставками и их объеме) и изменениями, связанными с сезонностью спроса, повышением цен, инфляцией. Другими словами, создание запасов определяется сезонным характером производства продукции и транспортирования, а также необходимостью элиминирования логистических рисков и сглаживания диспропорций между звеньями цепей поставок.

Выбор системы управления запасами является действенным механизмом повышения эффективности функционирования логистической системы. К сожалению, основные системы управления, к которым относятся системы с фиксированной периодичностью заказа (ФПЗ) и с фиксированным размером заказа (ФРЗ), в чистом виде применимы лишь к ограниченному кругу реальных ситуаций, определяемых большим количеством факторов внутренней среды и внешними воздействиями, в частности порядком взаимодействия поставщиков и потребителей и т.д.

Проблематика логистической интеграции и применение интегрированных систем и технологий в цепях поставок все в большей степени становятся повседневными задачами логистов высшего и среднего управленческого звена, особенно в связи с устойчивостью цепей поставок.

Важное место в современной системе подготовки логистов и б’С-менеджеров занимают вопросы повышения устойчивости и надежности цепей поставок в аспекте логистической интеграции. Сегодня устойчивость и надежность стали важнейшими параметрами функционирования цепей поставок, наряду с предоставляемым уровнем логистического сервиса и затратами. При этом данные характеристики достаточно тесно взаимосвязаны между собой, и если снижение логистических затрат и увеличение продаж может быть достигнуто за счет локальной оптимизации, то именно устойчивость выступает в качестве критерия эффективности всей цепи поставок. Другими словами, повышение устойчивости цепи поставок и снижение ее уязвимости должно стать одной из приоритетных целей управления цепями поставок в условиях экономического кризиса. Несмотря на, казалось бы, очевидную необходимость в повышении устойчивости и надежности цепей поставок, число компаний, которые уделяют внимание данной проблеме в России, пока еще незначительно.

Четкое понимание персоналом компаний важности повышения устойчивости и надежности, как базовых характеристик функционирования цепи поставок, вызывает необходимость формирования системы управления логистическими рисками, которая бы позволяла повышать уровень устойчивости цепи поставок.

Большое значение для повышения устойчивости и надежности цепей поставок в нынешних условиях имеет создание единого информационного пространства, т.е. среды интегрированного планирования и управления взаимодействиями контрагентов в цепи. К основным составляющим единого информационного пространства сегодня относятся: система планирования {Supply Chain Planning ) и оперативного управления {Supply Chain Execution). Система планирования базируется, как правило, на системах классов ERP, а система управления - на системах классов APS, SCM и Workflow-c истемах {Supply Chain Event Management). В настоящее время именно состояние информационных технологий во многом определяет возможности компаний для организации кооперационных отношений как основы повышения устойчивости цепей поставок.

Рис. 1. Виды логистистических материальных потоков

Именно с этих позиций и рассматриваются проблемы совершенствования логистики. Причинами совершенствования логистики выступают:

Потребители становятся все более знающими и требуют высокого качества товара, низких затрат и высокого уровня обслуживания;

Конкуренция становится все более острой, что требует повышения уровня конкурентоспособности;

Растет потребность в логистических услугах;

Развиваются современные концепции логистики («точно в срок»);

Наблюдается масштабное совершенствование коммуникаций;

Организации все чаще передают выполнение второстепенных функций внешним исполнителям и т.д.

Это предопределило направления развития логистической деятельности организаций. К ним можно отнести:

Применение новых технологий обработки грузов, например, электронная идентификация товара, спутниковое отслеживание грузов;

Электронный обмен данными (EDI), что привело (в конечном итоге) к формированию систем электронного снабжения, электронных закупок и т.п.;

Развитие электронного обмена данными привело к формированию рынков В2В (компания – компания) и В2С (компания – потребитель);

Для поддержки EDI были разработаны две сопутствующие технологии: кодирование товаров и электронный перевод денежных средств;

Совершенствование обслуживания потребителей, что заключается в сокращении времени выполнения заказов посредством синхронизированного перемещения грузов и персонализации продуктов и т.д.

Таким образом, логистика сегодня проявляется как:

Современная конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательства;

Системный подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых и трудовых ресурсов в категориях потоков и запасов;

Алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им потоков информации и финансов на всех стадиях воспроизводственного процесса;

Вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на закупке, хранении и доставке сырья, материалов, продукции потребителю.

В реальной жизни организации не действуют изолированно друг от друга. Фактически каждая из них действует как заказчик, когда покупает материалы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям.

Большинство видов продукции в ходе создания проходят через несколько организаций, перемещаясь от поставщиков начального уровня до конечных потребителей.

Для всех этих цепочек деятельности организаций применяются самые разные названия. Когда акцент делается на операциях, говорят процесс ; когда подчеркивается маркетинг – логистический канал ; когда на первое место ставят добавленную ценность, появляется термин цепочка ценности , когда анализируется удовлетворение потребительского спроса, говорят о цепи спроса .


Так как, логистика в первую очередь акцентирует внимание на материалопотоке, возникает категория – цепь поставок . Цепь поставок состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечных потребителей. Каждый продукт имеет свою собственную и уникальную цепь поставок, причем некоторые из них могут быть очень длинными и очень сложными.

Самый простой способ представить цепь поставок – показать, как продукт перемещается через ряд организаций, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать этот поток с точки зрения какой-то организации, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту организацию, называются предыдущими видами деятельности, а те, которые осуществляются после выхода материалов из организации, - последующими.

Предыдущие виды деятельности распределяются по уровням поставщиков. Так, поставщик, отправляющий материалы непосредственно в организацию для осуществления с ней дальнейших операций, называется поставщиком первого уровня; поставщика, отправляющего материалы поставщику первого уровня, называют поставщиком второго уровня; поставщик для поставщика второго уровня находится на третьем уровне, и т.д. Потребители также занимают разные места в общей цепи.

У каждого продукта своя собственная цепь поставок, поэтому общее число разных конфигураций таких цепей огромно. Некоторые из них очень короткие и простые. Другие цепи поставок могут быть удивительно длинными и сложными.

Некоторые специалисты утверждают, что термин «цепь поставок» передает слишком упрощенную картину, и поэтому они предпочитают говорить о сетях поставок или даже о паутине поставок .

Цепи поставок возникают и для того, чтобы преодолевать разрывы, появляющиеся в тех случаях, когда поставщики располагаются на большом расстоянии от потребителей.

Цель поставок – состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечных потребителей.

При этом выделяется два вида логистики с позиций интеграционных процессов: фрагментированная логистика и интегрированная логистика.

Фрагментированная логистика. Этими видами деятельности традиционно управляют отдельно, и поэтому в организации могут быть выделены специальные подразделения по закупкам, по перевозкам, складированию, распределению и т.д. К сожалению, такое деление логистики порождает множество проблем.

Если изложить подобную ситуацию кратко, фрагментированная логистика в разных частях организации приводит к следующим недостаткам:

В организации появляются разные, часто конфликтующие друг с другом цели;

Происходит дублирование усилий и снижение производительности;

Ухудшаются коммуникации и затрудняются потоки информации между отдельными частями организации;

Снижается координация между отдельными частями организации, что приводит к более низкой эффективности, более высоким затратам и к ухудшению обслуживания потребителей;

Повышается степень неопределенности в работе цепей поставок и увеличивается продолжительность задержек;

Планировать работу становится труднее;

Появляются ненужные запасы буферного, страхового назначения между отдельными частями, такие, как запасы незавершенного производства, приобретаются дополнительные транспортные средства и вводятся дополнительные административные процедуры;

Важная информация становится недоступной, например, объем общелогистических издержек;

Логистика в целом получает в организации более низкий статус.

Интегрированная логистика – все взаимосвязанные логистические виды деятельности выполняются согласованно – в виде единой функции.

Этапы интеграции: Этап 1: отдельным логистическим видам функции не уделяется должного внимания или они не считаются достаточно важными. Этап 2: понимание, что отдельные виды деятельности важны для достижения целей. Этап 3: совершенствование отдельных функций. Этап 4: внутренняя интеграция: объединение отдельных функций в одну. Этап 5: разработка логистической стратегии. Этап 6: использование лучших образцов в логистической деятельности. Этап 7: непрерывное совершенствование.

На рис. 2 представлены уровни логистической интеграции.

Известный ученый по логистике Бауэрсокс считает, что основополагающей парадигмой логистики является уверенность в том, что интеграция всей системы обеспечивает намного более выдающиеся результаты деятельности чем разрозненное управление отдельными функциями. Когда логистические операции в значительной степени интегрированы и образуют ключевую сферу компетенции предприятия, они служат источником его стратегических преимуществ.

Термин "интегрированная логистика" возник в 1980-х годах и получил широкое распространение на Западе в 1990-х годах. Интегрированная логистика предусматривает создание системы управления сквозными потоками, проходящими через все звенья интегрированной логистической системы, которая объединяет весь жизненный цикл изделия от проектирования, поставки ресурсов, затем производства, к реализации конечному потребителю и послепродажного обслуживания. Концепция интегрированной логистики позволяет объединить усилия персонала структурных подразделений предприятия и его логистических партнеров и действовать исходя из общих целей и критериев эффективности.

В последнее время концепция интегрированной логистики трансформировалась в бизнес-концепцию Supply Chain Management (SCM) - "Управление цепями поставок". Управление цепочками поставок определяют как интегрирование ключевых бизнес-процессов, которые начинаются от конечного потребителя и охватывают всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц.

Некоторые западные исследователи считают, что логистика является частью более широкой бизнес-концепции - SCM. По мнению Сергеева В .И. , SCM - это продолжение и развитие концепции интегрированной логистики в плане межфункционального и межорганизационный координации.

Логистическая интеграция - это объединение действий участников логистических цепей с целью рационализации материального и сопутствующих потоков на основе логистической координации. Тогда в организации все взаимосвязаны логистические виды деятельности выполняются согласованно.

Согласно концепции интегрированной логистики, последняя рассматривается как сфера компетенции, которая интегрирует деятельность подразделений предприятия и связывает предприятие с его потребителями и

Реализация логистического подхода в хозяйственной деятельности зависит от успешного выполнения и координации определенных функций. В литературе, посвященной логистике, и на практике выделяют три основных функциональных области логистики, то есть сферы деятельности, в которых выполняются логистические функции: физическое распределение (сбыт), обеспечение (поддержка) производства и поставки. Причем, для выполнения логистического процесса большинство предприятий требует взаимодействия с другими предприятиями, совместного управления деловыми связями. Схематически функциональные области логистики предприятия и их интеграция представлены на рис. 2.1).

Рис.2.1. Интеграция функциональных областей логистики предприятия

Как видно из рис. 2.1, логистические операции предприятия начинается с поступления материальных ресурсов или производственных компонентов от поставщика и заканчиваются доставкой произведенного продукта потребителю.

Все три функциональные области логистики присутствуют на предприятиях различных видов экономической деятельности. Причем даже в тех, где нет производства, но есть операционные процессы.

Операционная деятельность является более широким понятием, которое включает в себя производственную деятельность как отдельную сферу. Поэтому, в общем случае, как для производственной так и непроизводственной сферы экономической деятельности следует применять вместо понятия "производство" термин "операционная деятельность". Например, на предприятии оптовой торговли осуществляется операционный процесс составления розничных заказов их упаковки и маркировки, на транспортном предприятии - сортировка, загрузки и перевозки, в сфере обслуживания операционным является процесс предоставления услуги.

Обычно, в соответствии с основных функциональных областей логистики формируется и структура службы логистики предприятия: группа поставки, группа производства, группа распределения. Часто группы снабжения и производства бывают объединены.

Между функциональными областями логистики существует тесная взаимосвязь. Интегрированный подход в логистике требует объединения функциональных областей в пределах логистической системы. Менеджеры по логистике должны играть роль координаторов процессов в функциональных областях логистики на предприятии.

Различают внешнюю и внутреннюю логистическую интеграцию.

Внутренняя логистическая интеграция - интеграция логистических видов деятельности и потоков внутри отдельного предприятия. Она связана с взаимодействием между подразделениями предприятия и предусматривает лучшую координацию функциональных сфер, общий контроль и анализ.

Внешняя логистическая интеграция - интеграция логистической деятельности и потоков различных субъектов-звеньев единой цепи поставок. Внешняя интеграция требует тесного взаимодействия между самостоятельными предприятиями. Достичь ее можно благодаря развитию долгосрочных партнерских отношений, выработке совместных стратегий, стандартов, требований к выполнению заказов.

Выделяют три уровня логистической интеграции (рис. 2.2): первый уровень - выполняются отдельные логистические функции на предприятии; второй - происходит внутренняя интеграция, когда логистические функции объединяются под единым управлением в пределах предприятия; третий уровень - происходит внешняя интеграция, когда различные предприятия интегрируют свою логистическую деятельность в большей части цепи поставок, предприятия конкурируют не друг с другом, а с предприятиями, действующими в других цепях поставок.

Логистическая интеграция осуществляется на основе координации логистической деятельности по транспортировке, складированию, управление запасами и тому подобное. Благодаря этому достигается компетенция предприятия в логистике.

Различают межфункциональная и межорганизационный логистическую координацию.

Межфункциональная логистическая координация - это согласование деятельности подразделений предприятия по параметрам, относящимся к логистике. Например, согласование размера партии закупки материалов с учетом требований и ограничений финансового отдела, отдела снабжения и складского хозяйства.

Рис. 2.2. Уровни логистической интеграции (разработано на основе )

Межорганизационная логистическая координация - это согласование действий предприятия, поставщиков, потребителей и логистических посредников для достижения целей логистической системы. Например, согласование целей и достижения компромисса между производителем продукции (услуг) и потребителем (посредником) относительно цены, качества и сроков выполнения заказа. Межорганизационная логистическая координация обеспечивает интегрированную взаимодействие предприятия с логистическими партнерами в рамках концепции интегрированной логистики - внешнюю интеграцию.

Внешняя интеграция предоставляет преимущества, которые являются общими для всех участников цепей поставок, но для согласования интересов различных субъектов необходимо конфликтные отношения заменить соглашениями. Для этого часто необходимо осуществить существенные изменения в деловой культуре контрагентов (табл. 2.1) .

Таблица 2.1. Необходимые изменения в отношениях контрагентов

Фактор, требует согласования

Конфликтный подход

Подход на основе сотрудничества

Получение прибыли за счет другой стороны

Обе стороны получают выгоду

Взаимоотношения

Одна сторона доминирует

Равное партнерство

Небольшая

Значительная

Коммуникации

Ограничены и формальные

Всесторонние и открытые

Информация

Ограниченная

Открытость и активный обмен

Контроль

Интенсивный

Делегирование полномочий

Качество

Предъявления претензий

Совместное решение проблем

Условия контрактов

Сфокусированность

На собственных операциях

На потребителя

Интеграции логистики позволяет предприятиям достичь таких оперативных целей:

1) быструю реакцию на своевременное удовлетворение спроса потребителей;

2) минимальную неопределенность в непредвиденных событиях (например, остановки в производственном процессе, повреждения или несвоевременная доставка грузов);

3) минимизацию запасов, что позволит уменьшить величину оборотного капитала и ускорить его оборачиваемость;

4) укрупнение (консолидацию) грузоперевозок (объединение отдельных небольших грузов в партии);

5) качество (работа логистической системы должно соответствовать требованиям стандартов качества);

6) поддержание жизненного цикла (обеспечение обратных потоков, например, направленных на возвращение некачественных товаров, послепродажное обслуживание, переработку упаковочных материалов, возврат тары для повторного использования и т.д.).

Такими оперативным целями должен руководствоваться предприятие в процессе организации и управления логистической системой, чтобы обеспечить эффективность логистики.

  • Парадигма (др.-греч paradeigma - пример, образец) - система теоретических, методологических установок, подходов, которые взяты за образец решения научных задач в научном сообществе
  • Компетенция (от лат. Competere - отвечать, подходить) - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего характера, а также в определенной широкой области. Ключевая компетенция организаций - совокупность конкурентных преимуществ организации, ее главный козырь в конкурентной борьбе. Область (сфера) компетенций - совокупность знаний и навыков человека или организации, которыми она владеет на высоком конкурентном уровне. Предприятие обычно имеет преимущество в нескольких из них, которые называют ключевыми сферами компетенции

Объединение интересов всех участников ЛЦ (внешняя интеграция) приносит больший эффект, чем тот, который они могут достичь по отдельности. Но при всей очевидности выгод внешней интеграции ее практическое воплощение затруднено по следующим основным причинам:

  • отношение к партнеру по ЛЦ как к конкуренту;
  • недоверие другой организации и как следствие недостаточный обмен информацией;
  • различные цели, приоритеты деятельности;
  • различия в способах обработки информации, контроля, управления;
  • различный уровень профессиональной подготовки персонала;
  • географический разброс и др.

Первая же проблема, которая возникает при внешней интеграции - это преодоление традиционного взгляда на другие организации, как на конкурентов. Если предприятие платит деньги своим поставщикам, то люди, как правило, исходят из того, что они могут выиграть только за счет другой стороны. Другими словами, если предприятие совершает хорошую сделку, это автоматически, по их мнению, означает, что поставщик в этом случае что-то теряет, и наоборот, если поставщик получает хорошую прибыль, это явный знак, что организация платит слишком много. Для преодоления этой ситуации необходимо изменить деловую культуру и заменить конфликтный подход к решению вопросов на подход, основанный на сотрудничестве (см.

Вам также будет интересно:

История и сущность делового этикета его специфика основные Понятие этикета сущность требования принципы
Все социальные отношения регламентируются определенными правилами и нормами. Свод этих...
Образец сметы на проектные работы по трудозатратам
Важнейшей стадией проекта является составление и последующее заполнение сметы. Это делается...
Наименование должностей в штатном расписании Возможные должности в организации
В настоящем разделе представлены выпуски единого квалификационного справочника должностей...
Разница между азбукой и букварем Азбука и букварь в чем отличие
Пособие для обучения детей грамоте кто-то называет букварем, а кто-то азбукой. Но на самом...
Что надо чтобы работать в мчс
При выборе достойной профессии многие интересуются, как устроиться на работу в МЧС. В эту...